ОРКСЭ
Зачем в школе вводится курс
«Основы религиозных культур и светской этики»?
Уважаемые родители!
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи. Конечно, все эти проблемы волнуют каждого родителя. Доказательством этого является повышение внимания к культурному наследию народа, населяющего наше государство. Так или иначе, но задумываясь о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Cегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4 класса — первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
«В школу придут священнослужители»?
Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.
В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля2009 г. Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.
«Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер»?
Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.
Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее, если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.
Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.
Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.
«Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними»?
Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию.
Для такого утверждения есть основания.
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
- Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
- Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
- Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.
Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.
Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
Об учебном курсе
Общие положения
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Почему вводится новый предмет?
Всем давно уже стало понятно, что цели образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний. Школьное образование не может быть лишено устойчивой ценностной основы. При сохранении такого положения у школьников неизбежно вырабатывается легкомысленное и потребительское, утилитарное отношение к образованию, когда они учатся только ради аттестата или диплома, трудятся только ради денег, живут только ради удовольствий. Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения.
Как осуществляется выбор модуля?
Родители учащихся самостоятельно выбирают тот или иной модуль и письменно (заявление на имя директора) подтверждают его. Необходимо обдуманно сделать выбор того или иного предмета (модуля). Причем при этом выборе родители должны руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями, а не возможностями школы, рекомендациями или «советами» учителей, директора, или ещё чем-либо. Выбирает предмет ни учитель, ни завуч, ни директор, ни управление образованием. Выбирает только родитель.
1 июля 2009 года состоялась встреча Президента В. Медведева с лидерами традиционных религиозных организаций, на которой Президент отметил, что «в большинстве субъектов Федерации имеется довольно значительный опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в том числе в сфере школьного образования. И преподавание основ традиционных религий для них уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 90-х годов, а успешно осуществляемые программы. Это так. И это облегчает нашу совместную задачу». Глава государства в своём Поручении поставил задачу введения нового предмета: с 2009 года в качестве эксперимента в 19 регионах РФ, а с 2012 во всех школах Российской Федерации.
Как проходил эксперимент?
В апробации участвовали 500 тыс. учащихся из 21 региона. Ни одного конфликта (межрелигиозного, межнационального и т.п.) не было. Так, В.В.Путин на встрече 8 февраля 2012 года с лидерами религиозных конфессий сказал: «В 2009-2011 годах у нас прошла апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики. В этой работе приняло участие почти 0,5 млн. детей, школьников, 20 тыс. преподавателей и 30 тыс. школ. Я не слышал ни одного серьёзного негативного отзыва, в целом обществом эта практика воспринята положительно и получены очень хорошие результаты».
Правовые основы введения в светскую школу предмета религиозной направленности
В Российской Федерации по Конституции установлен светский характер государства. Согласно соответствующей статье Конституции (ст. 14) это означает, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Важно подчеркнуть, что от государства отделены не религии, верующие, а религиозные объединения как юридические, правовые субъекты. Органы власти и религиозные объединения действуют самостоятельно, независимо друг от друга. Это и есть принцип светскости — самостоятельности мирской, общественной, государственной власти и соответствующих учреждений от духовной, церковной власти и церковных учреждений.
При этом никакого отделения от государства религии или отделения религиозных объединений от школы в Конституции России нет.
Международное законодательство о правах человека, признанное Российской Федерацией также гарантирует право получения общего образования в соответствии с ценностями и традициями семьи ребенка. Например, в протоколе № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их религиозным и философским убеждениям» (статья 2 «Право на образование»). Наша страна ратифицировала эту конвенцию и Протокол № 1, так что данная норма является частью законодательства Российской Федерации.
Есть ли «плюсы» введения в школу «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)?
Преподавание православной культуры и других религиозных культур по выбору семьи ребенка включается в основную, обязательную часть школьной программы. То есть ОРКСЭ – такой же обязательный предмет, как русский язык и математика. Его нельзя ни убрать из сетки часов, ни заменить. У детей появилась настоящая возможность изучать православную культуру.
Характеристика модулей
«Основы православной культуры»
Этот предмет позволит дать детям духовно-нравственные ориентиры.
Православная отечественная культура – это культура Евангелия, культура, связанная с именами преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобного Андрея Рублева и Дионисия, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова, Нестерова и Васнецова. Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект.
«Основы мировых религиозный культур»
Цель: ознакомление учащихся с историей основных религиозных течений в нашей стране и в мире. Каждая религия даётся по её внешним признакам, видимым выражениям в личной и общественной жизни людей. Ракурс рассмотрения религий даже не исторический, а обзорно-тематический. Такой подход был бы интересен для студентов философов, религиоведов, культурологов, но для десятилетнего ребенка избыточная информация о далеких религиозных мирах может быть излишней. У данного модуля в наименьшей степени выражено воспитывающее начало, что в целом является главной задачей введения новой предметной области по духовно-нравственной культуре. Предмет называется чисто информативным, тем самым способствует формированию атеистических убеждений и в этом отношении устраивает нерелигиозную часть общества
«Основы светской этики»
Предмет (модуль) по «светской этике» имеет воспитывающее начало. Его цель - ознакомление учащихся с нравственными ценностями, моральными установками, не обусловленными религией, религиозными традициями. Но предполагает наибольшие воспитательные риски. Если религиозные этические системы и даже атеистическая этика советской эпохи имели своим основанием устойчивые, нравственные ценности, утверждали определённый моральный идеал человека, то нерелигиозная этика вариативна. Это таит опасность произвольного истолкования этических ценностей, воспитания нравственного релятивизма, убеждения в относительности всех норм морали на том основании, что все люди не следуют одной системе морали, что существует много этических систем.
Решение о введении предмета « ОРК и СЭ» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах, и в то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. На практике видно, что семья психологически и физически зачастую не защищает ребёнка, не создаёт необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития, семья не в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки и, конечно же, не может дать ребёнку нравственную силу. Общество, в котором не выражены нравственные приоритеты представляет собой слабый и больной социальный организм.
Предмет «ОРКСЭ» имеет не вероучительный, а культуроведческий характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа.
Родители 4 класса выбрали модуль «Основы православной культуры»
ОРКСЭ
Памятка для родителей о комплексном учебном курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»
В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организацийПрезидент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Общие положения:
Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Родители (законные представители) школьников могут выбрать только ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.
Содержательная часть:
Курс ОРКСЭ будет носить светский характер - у всех модулей будетединая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ,предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.
Организационное и методическое обеспечение
В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только в 4 и 5 классах: второе полугодие 4 класса и первое полугодие 5 класса. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (суммарно на 4 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будутвключать обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.
Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram